В ноябре 2021 года по инициативе профессиональной Организации министерством здравоохранения Забайкальского края был объявлен заочный региональный конкурс «Лучшие методические материалы для обучения среднего и младшего медицинского персонала». В рамках Соглашений о взаимодействии Министерства здравоохранения Забайкальского края с Забайкальской региональной общественной организацией «Профессиональные медицинские специалисты», медицинскими и образовательными организациями Министерством здравоохранения Забайкальского края было подписано распоряжение о заочном конкурсе. Основной идеей конкурса являлось формирование базы методического материала для обучения среднего и младшего медицинского персонала по актуальным темам, для использования при подготовке мероприятий, аккредитуемых Забайкальской региональной общественной организацией «Профессиональные медицинские специалисты» на портале НМО для непрерывного профессионального развития своих членов, а также для применения в Школах Наставничества медицинских организаций Забайкальского
Конкурс проводился по трем номинациям: «Лучший учебный видеоролик», «Лучшее представление (презентация) учебного материала», «Лучшие методические рекомендации для обучения среднего/младшего медицинского персонала». Профессиональная Организация взяла на себя формирование Экспертных групп по специальностям для анализа и оценки конкурсных работ, участие в оценке конкурсных работ, награждение победителей.
Конкурс проводился с 25 ноября 2021г. по 01 марта 2022г. в 4 этапа.
1 этап – подготовительный включал в себя подготовку Экспертных групп регионального конкурса по специальностям, рассылку положения о конкурсе во все медицинские организации региона и на личные электронные почты всех членов ЗРОО «Профессиональны медицинские специалисты». На 2 этапе - в медицинских организациях были разработаны локальные Приказы о Конкурсе, определены экспертные группы для оценки участников, номинаций для Конкурса, начата подготовка конкурсных работ, в соответствии с требованиями настоящего Положения.
3 этап – Региональный- состоял из представления конкурсных работ в Экспертные группы с предоставлением заявки на участие. На 4 этапе проведена оценка Экспертными группами конкурсных работ, выбраны и награждены победители.
Всего сформировано 20 Экспертных групп (по количеству профессиональных комитетов по специальностям). На рассмотрение представлено 89 учебных видеоролика, 72 работы с презентациями учебного материала (включающими 2 презентации), 99 методических рекомендаций для обучения среднего и младшего медицинского персонала.
Проводя оценку конкурсных работ, Экспертные группы столкнулись со следующими трудностями: в комиссии по «узким» специальностям было представлено малое количество работ (менее 15), что не соответствовало требованиям Положения о конкурсе. Учитывая опыт предыдущих конкурсов при разработке профессиональной Организацией Положения, была регламентирована возможность объединения конкурсных работ не по Экспертным группам по специальностям, а по схожей тематике. Таким образом работы, поступившие во все Экспертные группы, были объединены как в номинации на лучшие учебные презентации, так и на лучшие учебные видеоролики.
Провести оценку конкурсных работ получилось в Экспертной группе по специальности «Сестринское дело в педиатрии», объединив учебный материал специалистов амбулаторно-поликлинической, стационарной и неонатологической служб.
Оставшиеся работы были объединены по темам: инфекционная безопасность, подготовка пациентов к лабораторным методам исследования, лабораторные методы исследования, совершенствованием манипуляционной техники, оказание неотложной доврачебной помощи. Рассмотрены и объединены работы специалистов «Лабораторная диагностика», «Рентгенология».
Таким образом, мы смогли признать Конкурс состоявшимся и провести оценку конкурсных работ, выбрать лучшие и наградить победителей и номинантов.
В номинацию «Лучшее представление (презентация) учебного материала» было представлено 72 работы по 2 презентации (что соответствует требованиям Положения о конкурсе).
Городские – 16 работ (по 2 презентации) из 5 медицинских организаций
Краевые – 27 работ (по 2 презентации) из 14 медицинских организаций
Районные - 29 работ (по 2 презентации) из 11 медицинских организаций
Наибольшее количество учебного материала в презентациях представили медицинские организации:
- Детский клинический медицинский центр г. Читы - 7 работ (2 призовых места, 2 номинанта)
- Красночикойская ЦРБ – 6 работ (4 номинанта);
- Краевая детская клиническая больница – 5 работ (1 призовое место, 2 номинанта)
- Краевая клиническая инфекционная больница - 5 работ (2 призовых места, 3 номинанта)
- Сретенская ЦРБ - 3 работы (1 призовое место, 2 номинанта)
123 презентации представили из 36 медицинских организаций. Данные работы не соответствовали требованиям Положения о конкурсе, но Координационной экспертной группой, Правлением Организации и Экспертными группами было принято решение о просмотре и оценке данных работ.
Наибольшее количество несоответствующих требованиям работ было представлено из Борзинской ЦРБ (10 работ), Краевой больницы №4 (9 работ), Хилокской ЦРБ (9 работ).
В номинацию «Лучший учебный видеоролик» было представлено 89 работ.
Городские – 13 работ из 4х медицинских организаций
Краевые – 25 работ из 12 медицинских организаций
Районные - 47 работ из 16 медицинских организаций
Медицинские образовательные организации СПО – 4 работы из 2х МОУ СПО
Наибольшее количество учебного материала в видеороликах представили медицинские организации:
- Улетовская ЦРБ – 10 работ (1 призовое место, 3 номинанта)
- Нерчинская ЦРБ – 9 работ (1 призовое место, 2 номинанта)
- Детский клинический медицинский центр г. Читы - 6 работ (1номинант)
В номинацию «Лучшие методические рекомендации» было представлено 99 работ.
Городские – 17 работ из 4х медицинских организаций
Краевые – 58 работ из 10 медицинских организаций
Районные - 20 работ из 9 медицинских организаций
Частные – 2 работы из 1й медицинской организации
Медицинские образовательные организации СПО – 2 работы из 2х МОУ СПО
Наибольшее количество учебного материала в методических рекомендациях представили медицинские организации:
- Краевая больница №4 – 23 работы (1 номинант)
- Краевая детская клиническая больница - 13 работ (1 номинант)
- Детский клинический медицинский центр г. Читы - 12 работ (1 призовое место)
- Краевая клиническая больница – 8 работ
- Сретенская ЦРБ – 6 работ (1 номинант)
30 победителей Регионального этапа Конкурса награждены ЗРОО «Профессиональные медицинские специалисты» денежными призами, которые перечислены на их личные расчетные счета. Согласно Положения о конкурсе победители получили от 17250 до 27600 тысяч рублей. При участи в Конкурсе группы специалистов сумма денежной премии поделена поровну на всю группу участников.
70 номинантов Конкурса (специалисты, занявшие с 4по 10 место по оценке Экспертными группами награждены денежной премией в размере 10200 рублей, с делением на всю группу участников от одной медицинской организации.
52 руководителя сестринской службы (заместители главных врачей по работе с сестринским персоналом, главные медицинские сестры), чьи специалисты заняли призовые места, награждены денежной премией за организацию учебной деятельности для среднего и младшего медицинского персонала в размере 5650 рублей, занявшие места номинантов Конкурса – 3400 рублей. Такой подход позволяет нашим членам ощущать поддержку от профессиональной Организации, формирует эмоциональную удовлетворенность своей работой и дает возможность внести в свое Портфолио полученные достижения.
Всего перечислено денежных премий призерам, номинантам конкурса и руководителям сестринских служб вошедших в 10 ку лучших работ на сумму 1 996600,00 рублей.
По результатам конкурса лучшие работы отобраны для публикации в центральном журнале «Сестринское дело», региональной медицинской газете.
Конкурс позволил сформировать учебный материал для разработки программ для симуляционного обучения, краевых научно-практических конференций с аккредитацией на Портале НМО для непрерывного профессионального развития членов нашей Организации, а также выявил активных, инициативных, творчески работающих специалистов. Кроме того, созданный банк данных поможет оказать содействие адаптации и подготовке молодых специалистов, учащихся медицинских образовательных учреждений среднего профессионального образования.
Лучшими работами в номинации «Лучший учебный видеоролик» стали «Уход за постоянным мочевым катетером Фолея (у мужчины)», «Внутривенное введение лекарственного препарата для лечения алкогольной зависимости методом Торпедо», «Забор венозной крови с помощью системы Вакутайнер», «Транспортная иммобилизация шиной Дитерхса», «Холтеровское мониторирование», «Проведение аускультации легких», Обеззараживание рук медицинских работников при оказании медицинской помощи, Порядок проведения генеральной уборки в операционном блоке, «Смена асептической повязки», «Проведение томографии зубов и челюсти», «Отбор материала для последующего проведения экспресс-теста ИХА SARS-CoV-2-ИХА», Исследование мазка на COVID-19 методом ИХА.
Лучшими работами в номинации «Лучшее представление (презентация) учебного материала» были выбраны «Порядок действий медицинского персонала при аварийных ситуациях», «Порядок забора крови на ВИЧ –инфекцию, идентификация пациента и биологического материала на преаналитическом этапе», Прикроватные технологии в ККБ: использования глюкометра OneTouch «Verio»Pro+, Особенности взятия капиллярной крови для лабораторных исследований, Вирусные гепатиты В и С Лабораторная диагностика, Определение групповой принадлежности крови, «Техника снятия электрокардиограммы», Алгоритм действий медицинской сестры при проведении ЭКГ-мониторирования по Холтеру, .Паллестезиометрия., Алгоритм исследования «Спирометрия как метод исследования функции внешнего дыхания», «Основы ЭКГ», «Медицинские отходы», «Уход за трахеостомой», «Уход за цистостомой», .«Регистрация, назначение вызова и другие функции диспетчера скорой помощи в автоматизированной компьютерной программе КИС СМП», «Применение периферических венозных катетеров в условиях скорой помощи», «Стандартные операционные процедуры –как элемент обеспечения качества работы медицинских сестер при оказании стационарной медицинской помощи пациентам», «Модель поведения, имидж медицинской сестры приемно-диагностического отделения».
Лучшими работами в номинации «Лучшие учебные методические рекомендации» признаны: Формирование личного кабинета работодателя на портале непрерывного медицинского образования, Чек-лист по оценке составления отчета о профессиональной деятельности в рамках формирования пакета документов на периодическую аккредитацию специалиста со средним медицинским образованием, Обеспечение эпидемиологической безопасности в детском амбулаторно-поликлиническом отделении в условиях пандемии COVID – 19, Организация работы с медицинскими отходами класса В в условиях распространения COVID – 19, Методические рекомендации по уходу, Методические рекомендации по уходу за пациентами для обучения младшего медицинского персонала медицинских организаций, студентов колледжей.
Цель Конкурса достигнута - весь полученный в результате Конкурса материал собран в электронную библиотеку профессиональной Организации и уже начато активное использование комитетом инновационных технологий работ победителей для разработки аккредитуемых программ краевых научно-практических конференций и мастер классов на портале НМО в 2022 году – 650 специалистов уже прошли обучение по лучшим конкурсным работам: 20 апреля прошла Краевая научно-практическая конференция «Системный подход к организации сестринской помощи пациентам с онкологическими заболеваниями», с охватом обучением 450 специалистов; 04 мая прошел мастер-класс «Действия специалиста со средним медицинским образованием при первичном определении группы крови по системе АВО» - обучено 200 человек.
Подана заявка на проведение в июне 2022 года аккредитованных мастер классов по темам «Особенности сестринского ухода за стомированными пациентами», «Парентеральное введение лекарственных средств» (с использованием конкурсной работы по гигиенической обработке рук). Заявлено на обучение на портале НМО по 200 специалистов по каждому обучающему мероприятию.
Ориентируясь на требования общества, наша Профессиональная организация старается идти в ногу со временем, находясь в постоянном поиске актуальных решений и практик, тем самым достигая результата устойчивого развития через сотрудничество с региональным министерством здравоохранения, руководителями медицинских и медицинских образовательных организаций.
Учитывая происходящие перемены в обществе, чтобы быть способной оказывать постоянную помощь в профессиональном развитии своих членов должна быть всесторонней эксклюзивной платформой и партнером.
Профессиональная организация всегда будет интересна своим членам и социальным партнерам, руководителям ведомств, медицинских организаций если будет идти в ногу со временем, развиваясь, открывая новое и правильно понимая происходящее и мотивируя своих членов к восприятию перемен!